Приспособления для ручного полирования

Ручное полирование отличается от машинного только тем, что требует больше времени и существенных мускульных усилий. Хотя результаты ручного полирования бывают даже лучше. Кроме того, вручную полируют места (например, в скульптуре), которые совсем не доступны обработке полировальными кругами.

Для ручного полирования используются те же материалы, что и при машинной обработке, это войлок, фетр, сукно, кожа и дерево.

Изделия, имеющее сложный рельеф с многочисленными глубокими неровностями, полируют с помощью различных материалов, прижимая их к поверхности ладонью или намотав на палец. Вначале поверхность обрабатывают пастой, нанесенной на войлок или кожу, а затем отполировывают до интенсивного блеска чистым фетром или сукном.

Большие поверхности полируют разнообразными тампонами. Мягкие кожаные тампоны набивают ватой, мочалом или тряпками (рис. 1а).

Инструменты для ручного полирования

Если необходимо иметь тампон с жесткой поверхностью, в кусок кожи заворачивают камень, имеющий подходящие размеры и форму (рис. 1б). Тех же результатов добиваются, обтянув кожей выточенную деревянную болванку (рис. 1,в,г). При надобности на болванку вместо кожи натягивают брезент, парусину или другую прочную ткань.

Для плоских поверхностей полировальник изготовляют из двух деревянных планок (рис. 2).

Инструменты для ручного полирования

При полировании и шлифовании плоских поверхностей без такого устройства, поверхность обрабатывается неравномерно.

Чтобы полировальник удобно было держать в руке, ребра верхней планки скругляют и вырезают два углубления для большого и указательного пальцев. Нижнюю планку обертывают куском кожи или ткани и прижимают сверху второй планкой с помощью шурупов. Кстати, эту же колодку можно использовать и при шлифовании, зажимая в ней вместо кожи и ткани шлифовальную шкурку. Варианты крепления, нижней и верхней планок, могут быть и другие.

Такое устройство обеспечивает ровное прилегание полирующей поверхности к полируемой на сравнительно большой площади.

Вполне подойдет и небольшой деревянный брусок с ровными гладкими гранями. При этом полирующий или шлифующий материал вы будете придерживать пальцами. (рис.3)

Инструменты для ручного полирования

Для полирования плоских поверхностей можно изготовить колодку с войлоком. Делается такая колодка из отрезка доски и куска войлока. Войлок толщиной 10 мм прикрепляют к деревянной пластине (она будет служить рукояткой). (рис. 4)

Инструменты для ручного полирования

Удовлетворительных результатов можно добиться только при работе толстым войлоком, имеющим ровную поверхность, для равномерного распределения нагрузки.

Для полирования можно также применять специальные, производимые соответствующими фирмами, колодки-держатели, изготовленные из твердой резины или пластмассы: они также состоят из двух частей - верхней и нижней, между которыми и закрепляют края наждачной бумаги, кожи, ткани или другого материала.

Изготавливают также узкие полировальники для полировки криволинейных поверхностей (рис. 5а).

Инструменты для ручного полирования

Кусочки кожи наклеивают на них, или же прибивают мелкими гвоздиками на нерабочей стороне. Другой тип (рис. 3,б) полировальника используется при полировке выпуклых поверхностей. Натянутый на деревянную колодку ремень в процессе полирования мягко облегает выпуклые участки изделия.

Для полировки всевозможных выемок, стенок сквозных отверстий, дужек, колец используют самые различные подручные средства: бечевки, веревки, пояски, кожаные и тканевые шнурки. Ими полируют отдельные участки изделия так же, как обычно чистят обувь.

Очень мелкие сквозные отверстия в ювелирных изделиях полируют с помощью прочной суровой нити или нескольких нитей, свитых в тонкую веревочку. Один конец нити привязывают к неподвижному или тяжелому предмету, другой держат в руке. Нить натирают пастой, просовывают в отверстие, и натянув, полируют ею. Можно поступить иначе: полируемый предмет закрепить в тисках, а полировальную нить вставить в лобзик вместо пилки. Теперь нить перемещается при полировании, а полируемое изделие будет оставаться неподвижным.

При полировании может пригодиться обыкновенная бумага, поскольку она содержит каолин, действующий при полировании как тонкий абразив.

Если нужно отполировать, особенно в небольших ювелирных изделиях, какие-то малодоступные поверхности, находящиеся в узких углублениях, то применяют палочки из древесины, имеющей равномерную однородную текстуру (липа, береза, осина, лещина, бук и др.)

Инструменты для ручного полирования

Только не надо пытаться полировать деревянными палочками пластмассовые предметы. Палочки вырезают самой разнообразной формы, которая будет зависеть от характера обрабатываемой поверхности, - с цилиндрическим, полуцилиндрическим, прямоугольным, трапецеидальным, треугольным сечением, с выпуклой или вогнутой рабочей частью. Рабочую часть палочки натирают пастой. В процессе полировки частицы пасты проникают в древесину и закрепляются в ней довольно крепко.

Отличные полировальные палочки можно сделать из стержня, болотного растения, рогозги. Стержень находится внутри созревшего початка. В августе темно-коричневые цилиндрические початки рогоза поднимаются высоко над узкими продолговатыми листьями и видны издали. Срезанные початки сушат, затем удаляют пух, и из стержня, на котором он держался, делают шлифовально-полировальную палочку. Ее прочная шершавая поверхность хорошо удерживает шлифовальные и полировальные пасты.

Для шлифования закругленных поверхностей хорошо подходят наждачные губки. Губки имеют с обеих сторон абразивное покрытие крупной, средней или мелкой зернистости, а тонкая мягкая прокладка между покрытиями придает губке особую гибкость, эластичность. Есть также шлифовальные губки, более толстые и довольно жесткие: они предназначены для шлифования плоских поверхностей.


Литература:
Белицкая Э. Художественная обработка цветного камня. - М., 1983.
Василенко В.М. Русское прикладное искусство. - М., 1977.
Макарова Т.И. Черновое дело Древней Руси. - М., 1974.
Одноралов Н.В. Техника обработки скульптуры из камня. - М., 1970.
Отделка поверхностей. - М., АСТ, 2000.
Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел. - М., 2003.
Художественные промыслы РСФСР: Справочник. - М., 1973.

При использовании материала этого сайта необходимо устанавливать активные ссылки, видимые для пользователей и поисковых роботов.

© 2006-2009 polirovanie.ru
Отправить сообщение